Страх и жизнь с ним
Уверена, что за последний год многие имели беспрецедентную возможность столкнуться с ним — со страхом. Он сверкал нам всеми своими сторонами: неожиданными острыми приступами, депрессивным туманом, яркими телесными проявлениями или холодом от воображаемых картин.
Кого-то он брал в плен быстро, кто-то лихо сопротивлялся, а многим казалось, что… что это им показалось.
Мы со страхом — как зрелая супружеская пара, то есть многое в отношениях уже отработано, налажено и знакомо до уверенности.
Во-первых, «я милого узнаю по походке…» — я понимаю, когда чувствую именно страх. Во внезапных реакциях все очевидно: нет пауков — нет страха! Возможно, гены сообщают, что у моих предков были причины бояться именно пауков. Но самое интересное — это ситуации, в которых мне не просто «неловко» или «я смущена» или «почему-то не хочу», а — добрый день Вам, дорогой, это опять Вы ко мне…
Я на самом деле горжусь, что умею его узнавать. Почему это круто? Потому что я могу сосредоточиться на том, чего именно я боюсь. Это НЛП, уважаемые: лучше не «есть страх» (что с ним сделаешь?), а «я боюсь» — (и здесь уже можно сфокусироваться) — чего именно? Далее может оказаться, что все уже не так безнадежно, потому что когда есть объект страха, то у нас уже есть конкретное задание, которое можно решить!
Во-вторых, заметьте, что мы часто боимся самого страха чуть ли не больше его причины. Да, это парадокс, но многие люди избегают самого чувство страха — оно неприятное, согласна!
Поэтому есть куча советов и книг о том, как страх «преодолеть», «овладеть» и «победить», а мы потихоньку себе шифруем — «уничтожить».
Ну, вполне естественно.
Но есть нюанс: если от страха отмахиваться, пытаться его игнорировать, он не уходит, а остается. У него же, если подумать, важная миссия — предупредить и предостеречь нас, чтобы уберечь — настоящий секьюрити, конечно.
Поэтому он маскируется и выжидает подходящего момента фактически заставить нас слушаться (миссия!), когда мы бессознательно избегаем дискомфорта (чувство страха) и для этого выполняем (бессознательно), что диктует страх. Он манипулирует нами, если мы боимся встретиться с ним.
Что я имею в виду? Встретиться — это осознать:
— что боюсь;
— чего именно боюсь.
Встретиться — это дать себе бояться. Позволить. Помочь.
Факт # 1
👉 если позволить себе почувствовать страх телом (мороз по коже, сжатый живот, голова втянута в плечи, едва дышу, замер, глаза расширены и т. д.) и не избегать, а вместо этого попытаться усилить его симптомы в теле (ну-ка целую минуту не отвлекаться, а всем телом интенсивно бояться!), то приступ страха заканчивается быстро.
Факт # 2
👉 иногда дать себе мысленно «пережить» то, чего боюсь, то есть «повариться» в ситуации — это также способ разрядить накопленный страх. Когда-то я, как книгу, «листала» свой страх, представляя, как все будет, когда я умру: кто кому как сообщит и т. п. Звучит дико, но прекрасно сработало — тот страх перестал меня мучить.
А когда мы осознали, чего боимся, мы можем:
- уравновесить страх альтернативой: конечно, я боюсь заболеть и умереть, но большинство же людей смогли выздороветь!
- воспользоваться им: мне страшно заболеть, поэтому я буду внимательным, а еще создам в организме лучшие условия для здоровья (утренняя зарядка, медитация/молитва, прогулка, здоровое питание и вода).
- научиться пропускать большую концентрацию страха: да, мне очень страшно, но я помню, что это — лишь сильное чувство, не свидетельствует о прямой угрозе для меня, только предостерегает, поэтому я просто дышу глубже и смирно соглашаюсь его перетерпеть.
- расширить представление о страхе: узнала, что Христианство не считает страх грехом, ибо очевидно, что человеку легко нанести вред, заставить страдать, поэтому бояться — это естественно (не стоит обвинять себя в трусости), но в своей жизни должны действовать мы, не страх.
Приведу любимый образ моего спутника, который описывает Лиз Гилберт в своей книге «Великая Магия». Она рассказывает, что когда начинает что-то новое, то представляет себя за рулем машины, которая направляется к цели. На заднем сиденье этой машины едет крутой и опасный парень в темных очках, бейсболке и черной кожанке. Это ее страх. От него ей становится страшно.
Но Лиз не выгоняет его из машины. Она приветливо смотрит на него в зеркале, потому что знает, что он здесь ради ее безопасности, напоминает собой, когда надо быть внимательным и осторожным. Но не он за рулем, не он решает, куда ехать, и даже радио настраивать ему не дадут!
Бойтесь на здоровье и крепко держите руль!
ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПСИХОЛОГА